Как я стала психологом и актрисой? Профессиональная автобиография пост-перестроечной эпохи
Летом 1995 года мы с подружкой стояли в длинной очереди за благословением. Благословение давали два брата-монаха - учителя одной из школ тибетского буддизма (нинг-ма), приехавшие из США, где они живут и практикуют, в подмосковный Дом отдыха "Лесные поляны". Мы обе тогда пробовали себя в переводах с английского, и наша просьба о благословении была, как будто, "под копирку". Первой подошла Ольга и получила благословение заниматься переводами. И вот уже 20 лет ими занимается. Это ее основной источник дохода в жизни. Не на всех переведенных ею книгах стоит ее фамилия (такова наша издательская реальность), в числе лучших ее «официальных» работ очень мной любимая книга Кристины Гроф "Жажда целостности".
На свою просьбу я получила ответ, который после двух переводов звучал примерно, как благословение заниматься тем, чем я буду заниматься. Признаюсь, я была несколько обескуражена. Я закончила перевод, над которым тогда работала - жизнеописание А-Ю Кхадро из книги "Women of wisdom". Очень благодарна за редакторскую правку Татьяне Науменко. Я даже отослала отредактированный перевод в одно московское издательство, узнав, что в их планах значится эта книга. Уже и не помню, в каком виде я получила ответ - был он явно отрицательным, но мне важно было осознавать, что я сделала все, что от меня зависело. Свой текст мы с Таней передали в библиотеку Санкт-Петербургс
Через полтора года после описываемых событий, я оказалась Генеральным директором (нанятым) небольшой строительной фирмы. Вот тогда до меня впервые дошел смысл полученного благословения. Ничто, казалось, не предвещало такого поворота - ни мое первое образование по физиологии, полученное на биофаке ЛГУ, ни второе, оставшееся незаконченным, - отделение ориенталистики ВРФШ (Высшей Религиозно-Филос
"Экономический кризис всегда заканчивается строительным бумом"- эта сентенция засела у меня в голове даже не помню со школы или с Университета. Я вспоминала о ней, проезжая мимо замороженного недостроя в спальном районе, где жила тогда. До оживления в "большом" строительстве было еще несколько лет, но "малое" - ремонт, реконструкция - было уже весьма востребовано. Я перестала себя чувствовать иностранкой среди появляющихся новых кафе и магазинов, научилась водить машину, потому что платить водителю-экспеди
"Строительному" периоду своей жизни я обязана следующими достижениями: слово "ремонт" перестало вызывать у меня панический ужас и казаться чем-то невыполнимым и недостижимым, встреча с чиновничье- бюрократической системой уже не вызывала желания забиться в дальний угол и грезить там цитатами и образами из "Замка" Франца Кафки. Множество и разнообразие взаимодействий в процессе работы - необходимость выстраивать отношения с заказчиками, поставщиками, сотрудниками, партнерами привели к осознанию, что главным в любых переговорах является не цена вопроса и не знание в конкретной профессиональной области, а способность понять потребность собеседника и дать ему понять, что он услышан. Отсюда уже совсем недалеко до психологических тренингов – навыков коммуникации, переговоров etc. Но я ушла не сразу в тренинги, а сначала в декрет!
Рождение ребенка – величайшее событие в жизни любой женщины. А его взращивание дает возможность заново прожить, а, если повезет, то и «залечить» собственные детские раны. Но сначала эти раны ре-активируются, а если к этому приложить еще осознанную установку «воспитывать не так, как воспитывали меня» и высшее образование (в данном контексте подойдет любое), то клиент курсов для родителей и всевозможных детских «развивалок» готов. Вот на этом пути мне и повстречалась тренинговая компания «Всемирные Центры Взаимоотношений» (GRC). Адлерианская школа очень хорошо «ложилась» на мой личный опыт и историю моей родительской семьи. В «Центрах» я прошла путь от участника тренинга до менеджера по набору этих тренингов, прошла обучение на тренера, ощутила недостаток знаний по психологии, пошла учиться в Международную Школу психотерапии, консультирования и ведения групп ИПК «Гармония» и … ушла из «Центров».
Любопытно, что на курсе нас было трое из «Центров». Двое после первого курса ушли из «Гармонии», а я из «Центров». Меня увлек открывшийся мир глубинного консультирования
Обучение в «Гармонии» выстроено по американской модели подготовки психотерапевтов – очень много работы с собственными переживаниями для выработки профессиональной позиции, позволяющей опираться на них, в них не погружаясь. Быть собой, «работать собой», БЫТЬ с клиентом и сохранять себя. Здесь я познакомилась с концепцией «раненого целителя», позволяющей очень по-буддийски перенаправлять собственное страдание (конечно же в трансформированн
Моя работа с клиентами с различными формами зависимого поведения укоренена в моей личной истории, что позволяет мне очень глубоко понимать клиента, и это, в свою очередь, вызывает его доверие ко мне. В то же время, мой собственный и весьма травматичный когда-то опыт позволяет мне быть очень устойчивой к осознанным и неосознанным манипуляциям клиента. Манипуляция - это ярчайшее проявление зависимости, как синдрома, многократно описанного в литературе, например, как треугольник Карпмана. Устойчивость и, одновременно, высокая способность к распознаванию (я же сама все это проходила!) манипуляций, на мой взгляд, – основа для эффективной терапии.
В основе зависимого поведения, обычно, лежит травматическое переживание. Не столь важно какова была сама травма, гораздо важнее какой след она оставила в душе. Работая в Реабилитационном Центре для зависимых от алкоголя, я заметила, что с пациентами – в прошлом участниками боевых действий, у меня формируется особая эмоциональная связь – с чего бы это? Личный психоанализ помог: Спасибо дедушке-алкоголи
Особое место в процессе обучения в «Гармонии» занимает формирование индивидуального стиля консультирования
Очень продуктивно оказалось распространить этот принцип субъективности на собственную жизнь. Тело не существует без движения. Движение - это его способ существования, а наблюдая движение, можно очень много понять про свой способ жизни, а иногда и понять форму «своей любимой болезни». Используя этот принцип «воплощенной субъективности» при исследовании жизненной ситуации клиента и его форм выражения здоровья и болезни, я ощущаю себя очень устойчивой и предельно объективной. И нахожу воплощение своим страстям – понимать и быть нужной. Или, другими словами, исследовать и помогать. В прямой и обратной последовательнос
И этот текст – это тоже попытка исследования. Такая вот «адвайта» (санс
Я уже упомянула, что в танце-терапии для меня соединились наука и искусство. И дело не только в том, что любое ремесло на определенном уровне становится искусством, а в том, что называется художественным выражением. Когда возникает пространство между художником (в смысле artist, а не только painter) и зрителем – пространство, порождающее смыслы. Психотерапия, для меня, сама по себе очень близка к искусству в таком его понимании, а для терапии творческим выражением – это хлеб насущный. И первый опыт сценического перформанса для меня связан с обучением танце-двигательн
Первое, что меня потрясло, - это состояние «нуля». Состояние, в котором актер должен слушать историю, которую ему предстоит сыграть сразу после того, как она будет рассказана. И все это уже происходит на сцене. Здесь, для меня, нашлись ответы на сложные вопросы в психологическом консультировании
Возвращаясь к той очереди за благословением теперь, я представляю себе, что бы я подумала, если бы получила благословение тогда на то, чем занимаюсь сейчас! Интересно, что, начав писать этот текст, я вдруг получила приглашение на встречу с одним из упомянутых братьев-монахов – второго уже нет в живых. Встреча должна была состояться в двух кварталах от моего теперешнего дома… Текст я писала не за один день, в процессе поучаствовала в ритрите и рассказала Ринпоче эту историю с благодарностью и восхищением от полученного 20 лет назад благословения и даже его – Ринпоче - сфотографировала
Мне важно было рассказать о своих трансформациях, чтобы остановиться, определиться, «заземлиться», как говорят коллеги танце-терапевты, в собственной профессиональной идентификации. Наверно впервые то, что я делаю, я хочу делать и в дальнейшем, насколько хватит отпущенного времени. И я рада тому, что моя профессиональная деятельность предполагает постоянное и непрерывное обучение, а значит и изменение. Но это изменение только внутри уже определенного контекста. Итак, я –
Бороздина Татьяна, танцевально-двиг
Подходы в работе:
- Экзистенциально-
гуманистический, - Психоаналитическ
и ориентированный, - Терапия выразительными искусствами.
Проблематика:
- Химические и не-химические виды зависимостей,
- Психосоматически
е расстройства, - Травматические переживания, в том числе, связанные с военной травмой,
- Личностные и профессиональные кризисы,
- Семейное консультирование
, - Профилактика профессиональног
о выгорания специалистов помогающих профессий.
Думаю, что из изложенного выше стало ясно, почему я занимаюсь именно этой проблематикой.